четверг, 25 августа 2016 г.

Практическое руководство по прощению



О прощении столько всего сказано и написано, что почти каждый из нас знает, что прощать нужно и важно. Существует масса методик, советов, пособий по техникам прощения. Многие из них достаточно рабочие, если ними пользоваться регулярно и с умом, но все же тема прощения возникает вновь и вновь.
Уже не первый год я работаю с людьми, помогаю, даю методики и сопровождаю в процессе их работы, но самой сложной частью в данной работе для каждого человека является именно прощение своих близких. Тут же мне задают вопросы и выдают утверждения:
- А почему это я должна его прощать? Он этого не заслужил!
- Пусть сам попросит у меня прощения, тогда возможно я его и прощу.
- Пусть это он меня прощает. Почему я должна первая?
- Это несправедливо! Я буду его прощать, а он будет в это время жить припеваючи.
- Аааа… Классно ему! Он мне в душу плюнул, а работать с прощением мне! Не по-людски как-то!
- Не понимаю – зачем это нужно? Мне и так хорошо.
- А что мне это даст? Какая выгода?


Я еще не встречала человека, который бы с энтузиазмом принялся за работу по прощению. Обычно клиенты возмущаются, сопротивляются, не понимают зачем это нужно. Поэтому я решила написать на эту тему пост.
Если каждый человек честно спросит себя: на кого я больше всего обижен и с кем у меня связаны самые болезненные воспоминания, то по большей части основной  круг «обидчиков» достаточно узок – это родители, супруги и дети… И именно их нам сложнее всего  прощать. И если супругов мы выбираем сами, то родителей и детей мы не выбираем и приходится мириться с тем, что есть.  И каждый человек хранит у себя в сердце «список претензий, обид и «обидок» к родителям, супругам и детям. У кого-то этот список не так уж и велик, а кому-то не хватит и общей тетради, чтобы вместить туда все, что накопилось за долгие годы. И вот здесь начинается самое интересное. Если человек хочет изменить свою жизнь в качественно лучшую сторону, то без проработки прошлого не обойтись. Потому что прошлое формирует настоящее, а настоящее формирует будущее. И если прошлое насыщено негативными воспоминаниями, тяжелыми чувствами и отрицательным опытом, то оно будет всегда нас тянуть назад. Это как гирю привязать к ногам ныряльщика и ждать, что он вынырнет, а не утонет. Для того, чтобы не утонуть, ныряльщику нужно избавиться от гири, тогда его тело станет легким и он вода вытолкнет его  на поверхность. Все это понимают, но почему-то вцепляются мертвой хваткой в «гирю» своего прошлого и не желают с ней расставаться.
 Я согласна, что это нелегко, когда ты сросся с этой гирей и уже не знаешь, как без нее жить.  И у меня тоже есть свой опыт «прощения». Много лет назад, когда я поняла, что для того, чтобы обрести спокойствие, мне нужно разобраться со своим прошлым и простить в первую очередь своего мужа, а потом родителей и прочих близких родственников. И самым сложным было начало. Я неустанно возмущалась: ну почему, почему именно я должна прощать, они меня обидели, а прощать должна я… как-то все несправедливо и слишком сложно… Но я чувствовала, что прошлое тянет меня назад, не пускает вперед и нужно было освободить ум и душу. Мне понадобилось 9 месяцев ежедневной работы с прощением, чтобы пройтись по основным сложным воспоминаниям. Сначала прощение было мучительно и плохо шло. Мне было плохо, противно и невыносимо… Реки слез были пролиты. Но я не сдавалась и постепенно становилось легче и проще. Такая работа напоминает ситуацию – как будто вы пришли в комнату старьевщика, который тащил и  копил десятилетиями всякий хлам и завалил эту комнату доверху, в ней  невозможно находиться. И вы в ужасе: нет, здесь не реально убраться и вообще здесь воняет, поэтому лучше я закрою эту комнату на ключ и буду делать вид, что ее не существует. Но на самом деле это только первоначальное впечатление и если начать потихоньку убираться, перебирая и выбрасывая вещь за вещью, то рано или поздно комната станет светлой и чистой.  Быстро или долго зависит не столько от количества накопленного хлама, а от того, с каким усердием и как часто вы будете возвращаться в эту комнату, чтобы освободить очередной угол.
И все таки – кому нужно и важно чистить свое прошлое, освобождая его от обид? В первую очередь – вам. А зачем вам это нужно? Чтобы освободить место для всего того хорошего, что вы заслуживаете, и которое ждет, чтобы войти в вашу жизнь сразу же, как только освободится для него место. Более того по мере прощения своих близких вдруг чудесным образом начинают налаживаться с ними отношения и вам становится легче общаться и не только ваша жизнь, но и жизни ваших родных становятся лучше. Еще любопытный момент – вдруг начинает улучшаться здоровье и даже проходят многие болезни. Уже только ради последнего пункта имеет смысл прощать.
Вы можете выбрать любую приятную для вас технику прощения. Благо, их сейчас полно на просторах Интернета. Обязательное условие – нужно проработать все моменты обид, которые вы вспомните. И это ежедневная работа.  Как понять, что вы все таки простили? Показателем является чувство благодарности за преподанный урок вместо злости и обиды или как минимум отсутствие негативных эмоций, когда вы вспоминаете болезненную в прошлом ситуацию.
Прежде чем приступить к прощению, нужно внутренне принять тот факт, что ваши близкие – ваши самые главные учителя в этой жизни и на самом деле они ни в чем не виноваты перед вами, так как они даны вам для того, чтобы вы научились подниматься над своими недостатками и проявлять свое великодушие и доброту. Ваши родные – это всего лишь обучающее «орудие» в Божьих руках и они преподают вам самые важные жизненные уроки. И вы должны им быть благодарны за науку.
У меня есть свой подход к проработке прошлого и я рекомендую своим клиентам работать следующим образом. Каждый день уделять прощению от 15 до 30 минут. Лучше выбрать время, когда вы не раздражены и вас не могут побеспокоить. Идеальный вариант – перед отходом ко сну, чтобы и во сне продолжал происходить целительный процесс прощения.
Нужно удобно расположиться, сделать несколько расслабляющих вдохов-выдохов. И начать с того воспоминания, которое первое пришло на ум. Необходимо мысленно вернуться в эту ситуацию и прожить ее сначала, но уже с другими эмоциями. Постараться почувствовать благодарность к обидчику. Поговорить с ним. Попросить у него прощение за то, что вы обиделись на него. Высказать ему слова прощения, что вы принимаете эту ситуацию, прощаете его и с любовью отпускаете. Поблагодарите его за преподанный урок. Скажите, что вы усвоили этот урок в полной мере.  И также простите себя за то, что обиделись, хранили эту обиду внутри себя и причинили этим вред своему телу. Также скажите обиде, что вы ее принимаете и с любовью отпускаете и представьте, как вы обрываете путы между вами и обидой и обида улетает в небо и  исчезает. Прочувствуйте прощение, облегчение и благодарность.
В начале работы вам придется снова и снова возвращаться к одним и тем же ситуациям до тех пор, пока не щелкнет: вот оно, больше меня это не трогает.
Вначале кажется сложным прочувствовать положительные эмоции по отношению к обидчику и ситуации, но дорогу осилит идущий и постепенно работать с прошлым будет легче и легче день ото дня. Из собственного опыта скажу, что тяжелее всего было первый месяц, приходилось к одному и тому же возвращаться снова и снова, но через три месяца ежедневной работы уже прощать получалось с первого раза.
Я верю в то, что если вы зададитесь целью простить и прожить свое прошлое с принятием, любовью и благодарностью, то у вас обязательно получится.
Меняя свое прошлое, вы облегчаете свое настоящее и меняете свое будущее в лучшую и более счастливую сторону.

Легкого вам прощения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий